В процессе осуществления предпринимательской деятельности не бывает случаев, когда не возникает конфликтных ситуаций, требующих определенной квалификации для их разрешения. Этот тезис неприменим разве что к молодым компаниям, работающим не более года. Поставляете ли Вы канцтовары или авиадвигатели, оказываете гостиничные или транспортные услуги, выполняете строительные или научно-исследовательские работы — в любой сфере у Вас есть клиент, и статистика говорит о том, что в как минимум в одном случае из ста он останется недоволен. Существует множество механизмов для уменьшения количества недовольных клиентов, а, следовательно и конфликтов, и большинство из них эффективны. Но способ урегулирования уже случившегося конфликта всегда только один — это его правовое решение. Да, можно и договориться, пойти на уступки и т.п., но это тоже один из механизмов правового урегулирования. До решения «пойти на мировую» проводится анализ ситуации, изучаются все «ЗА» и «ПРОТИВ», и взвешиваются не просто мнения, а правовые последствия тех или иных решений. Есть и более сложная категория конфликтов, когда недовольных сторон в сделке вроде бы и нет, но нет и оплаты. Это обстоятельство может иметь миллион причин, в том числе объективных, и вот Вас изо дня в день просят подождать «еще чуть-чуть» и так проходят месяцы, а долг так и погашен.
В любой из описанных и еще сотнях других ситуаций необходимо действовать быстро, обдуманно и решительно. Действия такого характера вряд ли понравятся контрагенту, и вот это-то и останавливает порой терпящего неудобства предпринимателя, всё еще не желающего усугублять ситуацию и идти на откровенный конфликт. И вот здесь не обойтись без юриста. Холодная голова, положительная беспринципность, верховенство закона и приоритет пунктов договора - вот язык, на котором следует разговаривать в спорных ситуациях.